Пространственные положения при сварке


Особенности сварки в различных пространственных положениях, швов различной толщины и длины.

Сварка стыковых швов.

Тонкий металл сваривают(без скоса кромок) продольным перемещением с проваром на всю толщину (на соответствующих режимах), рекомендуется с подваркой с обратной стороны.

При большой толщине используют V-образные швы - в один или несколько проходов (в зависимости от S),рекомендуется подварка со строжкой корня шва. В корне шва возможны непровары, т.к. металл еще недостаточно прогрет.

Первый проход варят ниточным электродами d эл= 3-4 мм.

Х-образные швыварят аналогично, желательно поочередное наложение слоев с одной и другой стороны для уравновешивания деформаций.

Сварка угловых и тавровых швов

Рисунок 22 - Способы сварки угловых и тавровых швов

Лучше такие швы, по-возможности, варить в положении «в лодочку».

При сварке в нижнем положении дугу зажигают на нижнем листе, перемещают в угол, задерживают, поднимают на величину катета, затем (быстрее) вниз, перемещают по нижнему листу на величину катета и т.д. (см. рис. 22).

Особенности сварки в различных положениях:

- в нижнем положении - наклон электрода в сторону движения вдоль шва на 10 - 200 к вертикали («углом назад»);

- в вертикальном положении - чаще варят снизувверх «углом вперед» (так лучше формируется шов), тонкий металл (£ 3 мм) - сверху вниз «углом назад», наклон электрода 15-450 (см. рис. 23). При этом диаметр электрода не более 4 мм при короткой дуге;

- в горизонтальном положении рекомендуется использовать односторонний скос кромки верхней детали или применять соединение «внахлестку;

- в потолочном положении - диаметр электрода не более 4 мм короткой дугой на пониженной силе тока «углом назад»; лучше использовать электроды с тугоплавким покрытием.

Рисунок 23 - Особенности сварки в вертикальном положении

Рисунок 24 - Особенности сварки горизонтальных и потолочных швов

Особенности сварки тонкого металла (возможны прожоги и деформации):

• соединения с отбортовкой кромок;

• на медных (временных) подкладках (отвод тепла) с нулевым зазором;

• на стальных (остающихся подкладках);

• специальные электроды с тонким покрытием (ОМА-2, УОНИ-13Т) - обратная полярность;

• специальные меры борьбы с деформациями.

Особенности сварки металла большой толщины (³ 20 мм).

В этих условиях возникают объемные сварочные напряжения, снижается пластичность, возможно появление трещин.

Для того, чтобы распределять тепло, снижая напряжения, используют различные схемы (см. рис. 25):

- секциями (блоками);

- каскадом (с перевязью);

- горкой (двумя сварщиками).

Длина участков 200 - 600 мм. Каждый следующий слой следует накладывать на неостывший (очищенный от шлака) предыдущий. Кроме того, для снижения напряжений необходимо применять специальные технологические меры, обеспечивающие медленное остывание конструкции (предварительный или сопутствующий подогрев), а также последующую термообработку.

Рисунок 25 - Особенности сварки металла большой толщины

Особенности сварки при низких температурах -

из-за быстрого охлаждения конструкции снижается ударная вязкость металла (понижается пластичность - возможно появление трещин), повышается вероятность дефектов (неметаллические включения и газы).

Необходимо соблюдать следующие меры:

• Сварка при температуре ниже 25 0С не допускается;

• Кромки очищать от снега, льда, инея на ширину не менее 100 мм, просушить газовой горелкой или индукторами до температуры 50 - 600С;

• Легированные стали - температура не ниже 15 0С по предварительно просушенным кромкам с подогревом.

Особенности сварки швов различной длины

показаны на рисунке 26 и применяются для уменьшения сварочных деформаций.

Рисунок 26 - Приемы выполнения швов различной длины при ручной сварке

Контрольные вопросы:

1. Какие проблемы возникают при сварке тонкого металла, как их рещают?

2. Для чего предусматривается разделка кромок при сварке металла большой толщины?

3. Почему первый проход выполняют «ниточным»?

4. Для чего может выполняться строжка корня шва?

5. Какое положение является наилучшим при сварке тавровых и угловых швов? Почему?

6. Что такое сварка «углом вперед» или «углом назад»? Для чего используется этот наклон? В каких положениях используется который из приемов?

7. Поясните особенности сварки в горизонтальном положении.

8. Почему при сварке металла большой толщины используется многопроходная сварка? С какой целью применяются различные приемы наложения проходов?

9. Почему каждый следующий проход надо накладывать на очищенный предыдущий проход?

10. Почему каждый следующий проход надо накладывать на неостывший предыдущий проход?

11. Какие опасности возникают при сварке при низких температурах? Какие меры надо соблюдать, чтобы избежать этих опасностей?

Дата добавления: 2017-05-02; просмотров: 433; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Похожие статьи:

poznayka.org

Пространственные положения швов при сварке

Главная страница » Пространственные положения швов при сварке

***

На этой странице показаны все пространственные положения сварочных швов, выполняемых электродами. Подборки марок электродов по применяемости в различных положениях смотрите ниже.

Международные обозначения

На рисунке показаны все положения, часть марок электродов пригодна для сварки в любых положениях. Если для марки электрода то или иное положение неприемлемо, то схема по сути не меняется, просто отсутствуют соответствующие стрелки.

Наклонное положение называют также тавровым и «в лодочку».

Все положения (1)

Все, кроме вертикального сверху вниз (2)

Нижнее, горизонтальное и вертикальное снизу вверх (3)

Нижнее и нижнее «в лодочку», наклонное (4)

Все, кроме наклонного

Нижнее, нижнее в лодочку, горизонтальное и вертикальное снизу вверх

Горизонтальное, нижнее, потолочное, вертикальное снизу вверх

Нижнее, нижнее «в лодочку» и вертикальное снизу вверх

Нижнее

Горизонтальное

Вертикальное снизу вверх и нижнее

Вертикальное снизу вверх, нижнее и потолочное

Нижнее, наклонное, вертикальное «сверху-вниз», потолочное и вертикальное «снизу-вверх» (все, кроме горизонтального)

Нижнее, вертикальное «снизу-вверх», потолочное и наклонное

Нижнее, наклонное, потолочное, горизонтальное

Нижнее, наклонное и горизонтальное

Нижнее и горизонтальное

Горизонтальное, вертикальное «снизу-вверх» и потолочное

weldelec.com

Сварка швов в различных пространственных положениях - Cварочные работы

Сварку швов нужно стремиться выполнять в нижнем положении, где создаются наиболее благоприятные условия для получения швов хорошего качества.

Это объясняется тем, что расплавленный металл электрода переносится в ванну в направлении силы тяжести, поверхность сварочной ванны занимает горизонтальное положение. Кроме того, в нижнем положении рабочему удобнее выполнять сварку, легче наблюдать за процессом.

Качество сварного стыкового соединения без скоса кромок обусловлено правильным выбором диаметра электрода и тока. Стыковые соединения с У-образной разделкой кромок в зависимости от толщины металла сваривают однослойными или многослойными швами. На рис. 44 показано место возбуждения дуги и движения торца электрода при сварке за один проход соединения с V-образной разделкой кромок (на ответственных изделиях дуга возбуждается только на кромках). На скосах кромок движение дуги замедляют для получения необходимого провара, а в корне шва ускоряют, чтобы избежать прожога. У изделий, где доступ для сварки возможен с двух сторон, с обратной стороны накладывают подварочный шов, предварительно очистив корень шва от наплывов металла, грата и шлака.

Рис. 44. Возбуждение дуги и траектория движения торца электрода при сварке за один проход соединения с V-образной разделкой кромок

Рис. 45. Порядок наложения швов при многослойной сварке

На рис. 45 цифрами показан порядок наложения швов при многослойной сварке. Сварка швов с Х-образной разделкой не отличается от сварки с-образной разделкой кромок. Для получения качественного шва при многослойной сварке толщина нижележащего слоя не должна превышать 4—5 мм. В этом случае хорошо проплавляется и отжигается металл нижележащего слоя. Площадь поперечного сечения F наплавляемого слоя обычно увязывается с диаметром применяемого электрода.

Угловые швы следует сваривать также в нижнем положении. Такой способ называется сваркой «в лодочку» (рис. 46).

Рис. 46. Сварка «в лодочку»

Рис. 47. Сварка угловых швов

Расплавленный металл электрода при сварке вертикальных швов переносится в ванну в направлении, перпендикулярном силе тяжести. Поэтому качественный шов можно получить только при сварочной ванне небольшого объема. Вертикальные швы завариваются более короткой дугой, тогда вследствие действия сил поверхностного натяжения между расплавленным металлом ванны и каплей электродного металла возникает взаимное притяжение. При переходе металла электрода в сварочную ванну количество жидкого металла в ней увеличивается и под действием силы тяжести металл может вытечь. Во избежание этого электрод необходимо быстро отвести вверх или в сторону, чтобы металл затвердел. На рис. 49 представлены положения электрода в отдельные моменты сварки вертикального шва. Сварка вертикальных швов, как правило, выполняется снизу вверх. Образовавшийся в начале сварки кратер будет удерживать капли расплавленного металла. Электрод может быть наклонен вверх или вниз. При наклоне электрода вниз рабочему легче наблюдать за процессом сварки. Сварка сверху вниз обычно применяется для тонколистового металла. Дуга в этом случае возбуждается при перпендикулярном положении электрода к свариваемой поверхности, а после образования капли металла электрод отклоняется вниз, удерживая короткой дугой расплавленный металл от стекания (рис. 50).

Рис. 49. Положения (а, б, в) электрода при сварке вертикального шва снизу вверх

Горизонтальные швы сваривать труднее, чем вертикальные. Чтобы расплавленный металл не мог стечь, кромки на нижнем листе не скашиваются. С этой же целью сварка начинается на кромке нижнего листа, затем проваривается корень разделки, а после этого дуга переносится на кромку верхнего листа (рис. 51). Порядок сварки горизонтального шва с F-образной разделкой показан на рис. 52. Для сварки вертикальных и горизонтальных швов ток уменьшается на 10—20% по сравнению со сваркой в нижнем положении.

Потолочные швы выполняются труднее всех других, так как расплавленный металл постоянно стремится вытечь из сварочной ванны. Это обстоятельство требует от сварщика поддержания возможно короткой дуги в течение всего процесса сварки. Этапы переноса капли с электрода в сварочную ванну при потолочной сварке показаны на рис. 53. Наклон электрода к направлению сварки должен составлять 10—15° (0,17—0,25 рад). Рекомендуется применять электроды с тугоплавким покрытием. Расплавляясь несколько позже, чем электродный стержень, покрытие образует на конце электрода чехол, который обеспечивает более направленный перенос металла, облегчая тем самым процесс сварки. При сварке потолочных швов ток уменьшается на 20—25% по сравнению со сваркой в нижнем положении.

Рис. 50. Сварка вертикальных швов способом сверху вниз

Рис. 52. Движение электрода при сварке горизонтального шва

Сварка тонколистового металла. Сварку металла толщиной 1,5—3 мм следует вести на постоянном токе обратной полярности. На переменном токе сварка возможна только с применением осцилляторов. Сварка выполняется с периодическими замыканиями дуги через расплавленные капли электродного металла. Основной металл проплавляется на всю глубину и даже немного протекает на обратную сторону.

Сварка швов различной протяженности и толщины. По протяженности швы делятся на короткие (до 300 мм), средней длины (300—1000 мм) и длинные (более 1000 мм). Короткие швы сваривают от начала до конца в одном направлении. Швы средней длины сваривают участками (1—6) от середины к концам шва или об-ратноступенчатым способом (рис. 54). Длину участков подбирают таким образом, чтобы каждый из них можно было сварить целым числом электродов. Для сварки длинных шзов также применяют обратноступенча-1Ь1Н способ, который дает возмолшость хорошо проплавить начальные участки швов и уменьшить коробление изделия.

Рис. 51. Положения (1, 2, 3) электрода при сварке горизонтального шва

Рис. 53. Схема переноса капель металла при потолочной сварке

Рис. 54. Сварка швов средней длины а — участками от середины к концам; б — обратноступенчатым способом

Рис. 55. Сварка «горкой»

Для наложения длинных швов большой толщины используют способ сварки «горкой» или «каскадом». При сварке «горкой» (рис. 55) на участке длиной 200— 300 мм накладывают первый слой шва в середине. Затем, отступив на 200—300 мм от его начала, заваривают этот отрезок до начала первого слоя, перекрывают первый слой и заканчивают сварку на расстоянии 200— 300 мм от конца первого слоя. В таком же порядке располагают все последующие слои до достижения одним из них расчетной толщины шва. После этого подваривают уже более короткие отрезки на участках, не имеющих еше расчетной толщины шва. При сварке «каскадом» отрезок первого слоя длиной 200—300 мм накладывается в конце шва. После этого сварка выполняется в последовательности, аналогичной сварке «горкой».

Читать далее:

Сварочные флюсыСварочные электродыОбщие сведения о сварке арматурыПротивопожарные мероприятия при сваркеБезопасность труда при сварке технологических трубопроводовБезопасность труда при сварке строительных металлических и железобетонных конструкцийЗащита от поражения электрическим током при сваркеТехника безопасности и производственная санитария при сваркеУправление качеством сваркиСтатистический метод контроля

stroy-server.ru

Техника ручной сварки в различных пространственных положениях

Техника выполнения ручной дуговой сварки во многом зависит от пространственного положения сварного шва. При сварке различают нижнее (0–60°), вертикальное (60–120°) и потолочное (120–180°) положения (см. рисунок).

Рисунок. Различные положения изделия при ручной дуговой сварке

Ручная дуговая сварка в нижнем положении

При ручной сварке в нижнем положении основная проблема состоит в том, чтобы обеспечить полное проплавление сечения без образования прожогов.

На рисунке приведены различные варианты выполнения швов в нижнем положении. При сварке односторонних швов на весу (рисунок А), как правило, очень трудно избежать непроваров или прожогов, поэтому для односторонних швов обычно применяют способы удержания сварочной ванны:

  • сварка на съемной медной подкладке (рисунок Б);

  • сварка на остающейся стальной подкладке (рисунок В);

  • наложение подварочного шва (рисунок Г);

  • вырубка непровара с последующей заваркой корня шва (рисунок Д).

Рисунок. Способы удержания сварочной ванны 1 – съемная медная подкладка; 2 – остающаяся стальная подкладка; 3 – основной шов; 4 – подварочный шов

Сварку угловых швов в нижнем положении можно выполнять двумя способами: при повороте изделия на 45° (так называемое положение «в лодочку») и наклонным электродом (см. рисунок ниже). Сварка «в лодочку» более предпочтительна, так как при сварке наклонным электродом из-за отекания расплавленного металла трудно предупредить подрез по вертикальной плоскости и обеспечить провар по нижней плоскости.

Рисунок. Техника выполнения угловых швов при ручной дуговой сварке: А – «в лодочку»; Б – наклонным электродом

Ручная дуговая сварка в вертикальном положении

При ручной сварке в вертикальном положении стекание расплавленного металла также оказывает существенное влияние на формирование шва и глубину проплавления (см. рисунок). Вертикальные швы обычно выполняют на подъем. В этом случае удается обеспечивать требуемый провар и поддерживать расплавленный металл на кромках. Однако производительность сварки низкая и увеличивается при сварке на спуск. Однако из-за малой глубины проплавления это возможно только для тонкого металла и при применении специальных электродов.

Рисунок. Ручная дуговая сварка швов в вертикальном положении

Особенно неблагоприятные условия формирования шва наблюдаются при выполнении на вертикальной плоскости горизонтальных швов, так как расплавленный металл натекает на нижнюю свариваемую деталь.

Ручная дуговая сварка в потолочном положении

Достаточно сложна и ручная сварка в потолочном положении. Расплавленный металл в сварочной ванне в этом случае удерживается от вытекания силой поверхностного натяжения (см. рисунок). Поэтому необходимо, чтобы вес расплавленного металла не превысил эту силу. Для этого стремятся уменьшить размеры сварочной ванны, выполняя сварку периодическими короткими замыканиями, давая возможность металлу шва частично закристаллизоваться. Применяют также уменьшенные диаметры электродов, снижают силу сварочного тока, используют специальные электроды, обеспечивающие получение вязкой сварочной ванны

Рисунок. Формирование ванны и шва при ручной дуговой сварке в потолочном положении

Преимущества ручной дуговой сварки

  • возможность сварки в любых пространственных положениях;

  • возможность сварки в местах с ограниченным доступом;

  • сравнительно быстрый переход от одного свариваемого материала к другому;

  • возможность сварки самых различных сталей благодаря широкому выбору выпускаемых марок электродов;

  • простота и транспортабельность сварочного оборудования.

studfiles.net


Смотрите также