Все о сварке

Споттер из сварочного аппарата


Самодельный споттер: тонкости самодельного производства

Присутствие сварочного аппарата в хозяйстве, а также строительстве практически обязательно. Для любителей автотранспорта незаменимым будет споттер – сварочный автомат точечной сварки, необходимой для ремонта автотранспорта, устранения кузовных дефектов. Любопытно знать, что при отсутствии определенной суммы финансовых средств, которые Вы можете позволить выделить себе на покупку сварочного аппарата, либо при огромном желании сделать что-то своими руками, Вы всегда можете сделать споттер из сварочного аппарата.

Применение

Споттер применяется в случае необходимости проведения кузовных сварочных работ, для правки поверхности кузова без разборки части автомобиля, именуемой обшивкой. Стоит отметить, что споттер наиболее удобен в случае рихтовки кузовных деталей, доступ к которым затруднен ввиду особенностей конструкции.

Тонкости применения

Во время проведения кузовных работ, применяя споттер, посредством рассматриваемого сварочного аппарата к деформированной детали автомобиля приваривается специальный крепежный элемент, в дальнейшем за который при помощи обратного молотка вытягивается деформированный металл. Вдобавок ко всему споттер позволяет нагревать металл, тем самым способствуя быстрому возврату нужной жесткости, формы.

Функции и характеристики производственного споттера

Споттер, который поставлен на производственный поток, имеет множество полезных функций, которые постараемся рассмотреть ниже.

Функции и полезные качества:

Характеристики сварочного устройства:

Самодельное приспособление

Как уже было сказано выше, споттер можно выполнить также из сварочного аппарата собственноручно. Споттер является разновидностью контактной сварки, и отличается от нее отсутствием сварочных клещей. Один провод присоединяется к свариваемой детали, в то время как другой повод необходимо подсоединять приваривается к деформированному месту кузова автомобиля посредством специального электрода.

По окончании всех работ, направленных на вытягивание поврежденного участка, специализированный электрод с достаточной простотой отсоединяется скручиванием. Если взглянуть на стоимость споттеров, можно понять, что они стоят довольно дорого. Несмотря на это выполнить споттер своими руками из сварочного аппарата вполне возможно.

Схема работает следующим образом:

  1. Во время нажатия кнопки S3 производится разрядка конденсатора С1, вследствие чего на время открывается тиристор V9 резистор R1;
  2. После этого производится подача переменного напряжения на первичную обмотку трансформатора посредством диодов Д232;
  3. Таким образом, выполняется процедура сваривания детали с электродом;
  4. Если конденсатор С1 разрядился, тиристор V9 закрывается, в результате чего обесточивается обмотка силового трансформатора;
  5. В таком случае сварка оканчивается, конденсатор С1 заряжается от трансформатора Т1 для последующих сварочных работ.

Стоит обратить внимание на то, что тиристор V9, а также диодный мост Д232 можно заменить на симистор. Споттер, произведенный собственноручно, требует рассмотрения с конструктивной стороны. Споттер работоспособен даже при условии, что его габариты и затраты будут незначительными. Железо 35 см*2 (20х10,5х7,5), первичная обмотка диаметром 1,8 миллиметра 255 витков на хх 1А, регулировка первичной обмотки.

Значения:

Некоторые пишут, что для железа предпочтительнее не менее 40 сантиметров см*2, однако в данном случае 35 сантиметров вполне хватает. На тиристоре перегрев не наблюдается, так как нагревается лишь те участки, которые располагаются после кабеля. Стоит отметить также то, что шток их черного металла диаметром 16 миллиметров довольно интенсивно греется. Таким образом, шток желательно переделать на латунный.

Относительно кабеля, то его площадь сечения должно составлять 70 миллиметров квадратных. На массу и на молоток пойдет длина 1,7 метра и 2,1 метра соответственно. Импульсное управление собирается по приведенной выше схеме на тиристоре ТЧ-40. Стоит отметить, что также имеется ручное управление.

Сначала вторичная обмотка трансформатора была намотана следующим образом: шина из меди размерами 6,5х4 в третьей обмотке (75 миллиметров квадратных). Можно проверить навесным методом, в результате чего становится понятно, что металл 0,7 достаточно хорошо прихватывает, иногда даже до образования отверстий.

Также можно сменить вторичную обмотку на алюминиевую: 3х6 витков площадью сечения 50 миллиметров квадратных = 150 миллиметрам квадратным, напряжение в пределах 5,2-6 В. Далее добавляется на вторичную обмотку трансформатора еще две обмотки: законченный вариант устройства имеет вторичную обмотку трансформатора из алюминия 250 мм*2 (5 обмоток по 6 витков).

Также обратить внимание нужно на «внешность» электрода (обратного молотка). Рукоятку изготавливают чаще всего из клеевого пистолета, рабочий кабель оснащен термоизоляционным слоем вместе с коммутирующим проводом. Отметим, что слой термоизоляции при нагреве стягивается.

Как работать споттером?

На сегодня существует определенная мастерами кузовного ремонта технология работы споттером, когда требуется работа с труднодоступными деформированными деталями кузова автомобиля. Особенно часто методика применяется по отношению к исправлению дверей, порогов, крыльев и т. п. элементов автомобиля. Данный приме основывается на том, что усилие направляется к внешней стороне рабочей поверхности, где имеется деформированный участок детали.

Точечная сварка производится посредством поступающего тока, после чего с помощью упора, либо инерционного молотка выполняется выравнивание локальной поверхности. В результате подобных действий практически вся поверхность поврежденной части автомобиля вытягивается постепенно в исходное положение.

Далее поврежденная и уже выровненная поверхность шлифуется таким образом, чтобы были удалены точки от сварки, выполняется гладкая рабочая поверхность детали. Стоит отметить, что не следует забывать об обязательном заземлении на корпус, а о аккумулятора нужно буде еще отсоединить отрицательную клемму.

Технология сварки споттером:

  1. Деформированный участок детали автомобили сначала зачищается до проявления поверхности металла;
  2. После этого к ремонтируемой поверхности крепится заземлительный контакт;
  3. Следующим этапом путем применения сварки, применяя споттер, точечно привариваются крепежные элементы;
  4. Производится захват крепежного элемента, при этом используются специальные инструменты и приспособления, необходимые для правки металла;
  5. Выполняется вытягивание деформированного участка поверхности металла;
  6. Приваренный элемент с достаточной простотой удаляется собственной рукой вращательными движениями;
  7. По окончании ремонтных работы поверхность ремонтируемой детали зачищается, после чего готовится поверхность к шпатлевке.

Работа споттером требовательна к навыкам в сварочной работе. Также должно в обязательном порядке иметь место соблюдение правил эксплуатации устройства, а также правильного проведения работ. Таким образом, достигается правильная работа по ремонту деформированной части автомобиля.

Похожие статьи

goodsvarka.ru

Как пользоваться автомобильным споттером своими руками?

Очень часто на автомобиле появляются вмятины, отрихтовать которые очень сложно, так как потребуется максимальная геометрическая точность. В таком случае вам понадобится споттер. Споттер (от англ. «указатель цели», «точка») – это приспособление для односторонней точечной сварки, которое работает по принципу токового сопротивления. Применяется для рихтовочных работ в ремонте авто.

Принцип работы споттера

Составные части споттера: коробка (в ней находятся трансформаторы или инвенторы), кабель, пистолет (стаддер) и электрод. Аппарат споттер работает по принципу мгновенного приваривания (длится считанные секунды) металла (крепежа) к кузову машины на месте повреждения и последующего вытягивания деформированной поверхности посредством обратного молотка. Обратный молоток фиксируется на деформированной поверхности, а по направляющей двигается сам молоток в виде шайбы (именно она прикладывает усилие в точке фиксации и вытягивает деформацию). Споттер незаменим при вытягивании участков, к которым невозможно подобраться изнутри.

У обычного споттера есть 2 режима работы:

• Кратковременный – направляющая крепится в конкретной точке специальными шайбами.

• Сварочный – угольный электрод осуществляет сварку на минимальной скорости.

Споттер для рихтовки работает таким образом:

1. Деформация на машине хорошо зачищается (до металла).

2. К подготовленному участку крепится заземлительный контакт.

3. Споттером привариваем крепежные элементы (шайбы). Потом к ним нужно будет подсоединить споттер.

4. Захватываем эти элементы пистолетом споттера.

5. Вытягиваем деформацию на участке кузова машины. Чтобы подкорректировать поверхность, нужно использовать обратный молоток.

Внимание! Для алюминия обратный молоток не применять!

6. Крепежный элемент (шайбы) убираем руками (срывается легко, без усилий).

7. Зачищаем участок и готовим его под шпатлевку.

Виды споттеров

Есть 2 вида споттеров (все зависит от уровня мощности трансформатора и принципа работы):

• Трансформаторный. Такой аппарат можно изготовить самостоятельно.

• Инверторный. Такой аппарат собирают только на заводах. Инвенторный споттер оснащен датчиками заданной и реальной температуры. Режим сварки можно выбрать на панели управления.

Аппарат споттер зависит от работы микропроцессора и может выполнять одностороннюю или двустороннюю сварку. Выравнивание деформированной поверхности осуществляется пневмоклещами.

Как сделать споттер для рихтовки своими руками

Чтобы сделать споттер для рихтовки авто своими руками, надлежит подготовить материалы и инструменты:

• Сварочный трансформатор.

• Тиристор (200В).

• Привод 12В (можно взять трансформатор от ненужной техники).

• Реле 30А.

• Диодный мост.

• Кнопка.

• Контактор 220В.

Помните! Вы работаете с электричеством! Поэтому под ногами у вас должен лежать резиновый коврик.

Что можно взять за основу для споттера-самоделки?

• Трансформатор из микроволновки.

• Инвертор.

• Аккумулятор машины (придется заряжать его до и после использования).

• Сварочный аппарат.

Изготовление споттера из сварочного аппарата

Как сделать споттер из сварочного аппарата? За основу берем старый сварочный аппарат. После всех переделок он должен подавать от 1500А.

Собираем споттер в такой последовательности:

1. Со сварочного аппарата убираем вторичный слой (или два слоя).

2. Рассчитываем количество витков на 1В: обверните медную изолированную проволоку на первичную обмотку и затем измерьте количество вольт. Теперь полученное число разделяем на количество витков проволоки и получаем количество нужных витков на 1В.

3. Делаем шину из вторичного слоя. Сечение шины не меньше 160 мм², напряжение – 6 В. Если сечение меньше, то разделяем шину на несколько частей (количество кусков зависит от начального числа) и обматываем части тканевой изолентой.

4. Делаем 2 шины с обмоткой из изоленты и малярного скотча. Шары изоляции делаем последовательно: слой изоленты, слой скотча и снова изолента. Свободные края заклепайте.

5. Эти шины плотно наматываем на трансформатор. Шина должна быть цельной (без повреждений) и должна лечь ровно и плотно.

6. Если мощности достаточно, то работы на этом этапе окончены.

Изготовление пускового устройства

Теперь займемся изготовлением пускового устройства: кнопки, которая будет управлять реле (перекрывает провода с напряжением 220В) через привод 12В. К сварочному пистолету приделываем детали для присоединения к прибору рихтовки. Внутри полуавтомата фиксируем латунную ось (класс М10).

Под клещи берем трубу 20х20 мм. Трансформатор и пистолет соединяется силовым проводом. Его сечение должно иметь одинаковое или большее сечение, чем сечение шины. Оптимальный размер проводов – 2,5 м.

Рабочий кабель, который будет соединять пистолет с трансформатором, непременно должен быть сделать из коммутирующего провода с термоизоляцией.

Внимание! При нагреве такой слой будет постепенно стягиваться.

Самодельный обратный молоток

Молоток споттера служит для рихтовки деформаций на кузове авто. При изготовлении самодельного обратного молотка сначала собираем пистолет, потом присоединяем его к блоку управления. Для этого присоединяем к электроду (длина 40-45 см, диаметр – 12016 мм) толстый кабель. На кнопку управления выводим три провода.

На электрод надеваем тяжелую болванку (это и есть наш обратный молоток). Болванка должна свободно перемещаться. На конец электрода привариваем острый наконечник (именно он будет контактировать с кузовом при рихтовочных работах).

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Споттер своими руками из сварочного аппарата

Иногда, когда возникает необходимость выполнить срочные работы по сварке, мастеру никак не обойтись без специального аппарата для контактной сварки. Его можно сделать самостоятельно, если знать все тонкости.

А еще мы расскажем, как сделать споттер из сварочного аппарата. Под данным названием понимается аппарат для точечной сварки, когда нужно выполнять рихтовочные работы с тонким металлом.

Оглавление:

Когда нужен споттер?

Собрать споттер своими руками из сварочного аппарата потребуется прежде всего мастерам, имеющим дело с автомобильным ремонтом, особенно, кузовными работами. Детали кузова имеют очень сложное строение, преимущественно выполнить рихтовку невозможно без необходимости снятия детали. А использование точечного вида сварки позволяет опустить процесс демонтажа автомобильных деталей и провести рихтовку, даже наиболее сложных поверхностей.

Контактная сварка и аппараты для ее проведения своими руками

Контактная сварка – это сварочный метод, выполняемый с помощью электрического тока, в тот момент, когда он проходит сквозь промежуток контакта соединяемых металлов под действием сжимающегося давления. Ее принцип заключается в том, что при подаче электротока в месте соединения двух деталей появляется дуга, которая их плавит. При этом длительность воздействия сварочного тока при контактном соединении минимальная. Ключевыми параметрами контактной сварки можно назвать:

Контактная сварка может быть:

Споттер из сварочного аппарата предназначается для выполнения сварки последнего вида. Его, а также аппараты стыковой сварки, чаще всего применяют для бытовых нужд, также их можно собрать и своими руками.

Однако нужно перед работой определиться, будет ли аппарат переносным или стационарным и определиться и с его параметрами:

Споттеры и другие аппараты для проведения контактной сварки состоят из электрической и механической части. Электрическая часть включает в себя:

А вот механическая составляющая обеспечивает приложение сжимающей нагрузки и крепление заготовок, которые вы соединяете.

Аппаратура для точечной сварки с помощью споттера

Сварочный трансформатор под споттер, предназначенный для точечных работ, несколько отличается от классической конструкции. Если в дуговой сварке соединение происходит с помощью разогрева места соприкосновения деталей электрической дугой, то в точечной контактной сварке оно разогревается за счет выделения тепла при сопротивлении электрод-металл. Если режим был выбран неправильно, может произойти залипание электрода, случится короткое замыкание и аппарат придет в негодность.

Споттеры для точечной сварки должны быть ограничены временем сваривания детали, которое должно составлять до секунды. Кроме того, они должны быть сделаны своими руками из расчета на большой ток и малое напряжение.

Трансформатор при этом должен быть в состоянии подавать больше тока для хорошего прогрева сварочной зоны.

Споттер из сварочного аппарата можно сделать с минимальными затратами в плане материалов и времени, и все это в домашних условиях своими руками. Например, если для обычного сварочного аппарата требуется напряжение холостого хода от 70 В, то для точечной сварки достаточно максимум 6 В. Нужно будет сделать новую обмотку или передать своими руками старую. Шину же можно применять для намотки низковольтной обмотки.

Типы трансформаторов

Трансформаторы бывают нескольких типов:

Тороидальные трансформаторы имеют минимум веса, но и большую трудоемкость. В зависимости от тока сварки определяется сечение провода. Для точечной контактной сварки нужен ток как минимум в 1000 А. Если плотность тока составит 8 А на квадратный мм, то площадь сечения провода должна быть как минимум 120 квадратных мм. Шина такого сечения сложна в плане применения, поэтому, если аппарат вы не планируете использовать долго, его можно сократить, но максимум до 80 квадратных мм.

Сечение можно получить, сложив несколько шин вместе с меньшим сечением. Чтобы работы было проще выполнять своими руками, сложенные провода обмотайте изоляцией. Количество витков зависит от способа наматывания пробной обмотки. Как правило, нужно до 10 витков.

Затем трансформатор включают в сеть и измеряют напряжение первой обмотки. Полученное значение поделите на количество витков, и вы будете знать, сколько витков провода потребуется для получения напряжения в 1 В. Поскольку нам нужно 6 В, то умножаем число на 6 и получаем нужное значение. А количество провода для выполнения своими руками обмотки можно высчитывать, зная такие показатели, как:

Если у вас не получается вместить обмотку, то уберите старую, лучше всего это делать, не разбирая сердечник. При работе старайтесь не навредить старой обмотке. Ее размещение зависит от типа сердечника. Если трансформатор броневой или тороидальный, то проблемы встречаются редко, а вот размещение на стержневом варианте вызывает трудности. Так, обмотка может быть намотана на один стержень, но так лучше не делать, чтобы не испортить трансформатор. Лучше ее поделить надвое и намотать по отдельности на каждый стержень.

Соединение обмоток для споттера

Обмотки соединяются последовательно, чтобы в итоге мы получили удвоенное напряжение каждой из них. То есть, обе должны выдавать по 3 В. Также их можно соединять и параллельно, и напряжение останется прежним, а допустимый ток увеличиться. Такой способ соединения более приемлем, поскольку так решается вопрос большого сечения шины. Своими руками при обмотке нужно выбирать тонкие шины, а полученная площадь сечения должна быть равна сумме отдельных обмоток.

Чтобы определить нужные концы для обмоток, возьмите вольтметр и сначала измерьте напряжение на одной из них. Поток к концу подключите вторую и опять измерьте напряжение. Если оно увеличилось, то конец первой обмотки соединился с началом следующей. А начала обоих обмоток нужно отметить витком изоленты.

Нулевые отметки вольтметра указывают на соединение обмоток одноименными концами, при последовательном соединении одна пара разноименных концов соединяется, а выходное напряжение со свободных снимается. Параллельное соединение подразумевает сближение одинаковых концов двух обмоток, выводы в конце должны быть обжаты специальными наконечниками.

Как управлять трансформатором для споттера?

Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения. Соответственно, сделанный своими руками споттер из сварочного аппарата требует специальной схемы управления. Поскольку сварочный ток имеет большую величину, коммутировать выходное напряжение напрямую не выйдет. Управление выполняется посредством подачи на первичную обмотку напряжения. Данная схема неудобна тем, что кнопка коммутирует прямо на сетевое напряжение, что может вызвать опасение.

Также размыкание контактов провоцирует образование сильной искры. Если вместо кнопки будет установлено втягивающее стартерное реле, которое можно будет включать кнопочным способом, это будет более безопасно и удобно. Можно применять разные комбинации разных автомобильных реле и мощных пускателей. Реле управляется посредством напряжения в 12 В, а контакты будут управлять контактором.

Такие способы управления трансформатором для споттера не позволят наверняка выдержать требуемый временной промежуток работы, и работать с его помощью можно будет лишь с течением времени. Если у вас есть более серьезные навыки сборки своими руками подобных приспособлений, то можете попробовать сделать более совершенную схему.

А в такой схеме трансформаторная первичная обмотка будет управляться тиристором. Он включается с помощи напряжения на управляющий электрод. При отпущенной кнопке конденсатор будет заряжаться от трансформатора посредством диодного моста. При нажатии ее конденсатор посредством резистора будет разряжаться на управляющий электрод тиристора. А время его включенного состояния будет зависеть напрямую от периода разряда конденсатора, его можно регулировать посредством подстройки переменного резистора. Для последующего включения споттера кнопку нужно будет отпустить и нажать снова.

Как своими руками собрать прибор для контактной сварки

Источник сварочного тока нужно поместить в корпус из металла. Электрическое плато собирают на текстолите, а затем крепят в корпусе источника вертикально. На основании корпуса прикрепляют выходной трансформатор, а вверху к шине вторичной обмотки трансформатора прикрепляют болтами сварочный кабель, который будет со второй стороны соединяться в контактном пистолете с электродом. Во время сборки сварочного аппарата к специальной колодке на электрическом плато, нужно закрепить входной электрический кабель.

Для сборки своими руками аппарата для контактной сварки потребуется такой набор инструментов:

Сделать споттер для точечной сварки и другие приборы для прочих видов сварки контактного типа своими руками можно, обладая хотя бы минимальными навыками для этого. Для начала можно сделать конструкцию по самой простой схеме, а потом, приобретя навыки, создать что-то более сложное.

instrument.guru

Споттер из сварочного аппарата своими руками

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

Споттер — необходимая техника для человека, работа которого связана с ремонтом авто и, в частности, устранением с их поверхности вмятин. Дело в том, что именно такая техника помогает при кузовной рихтовке авто в местах, где затруднен доступ изнутри, позволяя выравнивать поверхность снаружи.

Визуально устройство представляет собой изделие, состоящее из коробки, пистолета или стаддера, проводов, а также электрода. Коробка содержит в себе всю систему аппарата сварки.

Принцип действия аппарата состоит в следующем: на деформированную поверхность авто приваривается крепеж, к которому, в свою очередь, прикрепляется споттер. Деформация вытягивается, и поверхность приобретает первозданный вид при помощи работы дополнительного механизма или вручную. Как обычный, так и самодельный, споттер позволяет сэкономить ваше время, обеспечит легкую и безопасную работу, а также отсутствие рисков нанесения ущерба. Весь процесс сварки продолжается не больше нескольких секунд, что позволяет сохранить целостность кузова.

Если вы обращали внимание на расценки споттеров в магазинах, то наверняка расстроились. За самую простую модель с минимумом функционала просят чуть ли не месячную зарплату. Однако существует способ изготовить споттер своими руками. Для этого вам понадобятся комплектующие от старой бытовой техники и сравнительно недорогие детали, а также грамотная и простая схема. Навыки работы с электроникой, вопреки распространенному мнению, необязательны.

Устройство споттера

Существует немало схем, на которых показано, как сделать споттер. Вот одна из них:

Устройство самого простого споттера, составленного из сварочного прибора, таково:

Прежде чем начать изготовление споттера, обезопасьте себя от вероятного удара током — положите под ноги коврик из резины, а также соблюдайте правила техники безопасности при работе с электроприборами.

Сварочный аппарат – отличная основа для самостоятельно сделанного рихтовочного приспособления.

Для вашего будущего устройства для точечной сварки важно, чтобы на выходе у техники была сила тока от 1500 А. Принцип работы по сборке следующий:

Читайте также: Краскопульт Bosch PFS 55

Обмотка вторички

Далее вам потребуется изготовить сварочный пистолет. Основой для него может стать сварочный полуавтомат, однако он требует изготовления для него дополнительных крепежей к рихтовочному прибору. Внутри сварочного полуавтомата фиксируется латунная ось (М10).

Для клещей сойдет обычная труба с размерами 20х20 мм. Проводник, при помощи которого соединяется пистолет с трансформатором, обязан быть снабженным сечением, равным или большим сечения шины. Чем короче и толще у вашего прибора будут провода, тем эффективнее он будет работать.

Из чего еще делаются споттеры

Помимо сварочного автомата для рихтования авто и полуавтомата, для понижения затрат на сборку изделия некоторые мастера пытаются сделать споттер своими руками из:

Споттер из аккумулятора от авто

Особенности эксплуатации

Самодельная техника позволит вам качественно восстанавливать вмятины на авто в течение нескольких минут без необходимости перекрашивать кузов.

Существует несколько особенностей эксплуатации сварочного прибора:

Читайте также: Эпоксидная шпаклевка по металлу

http://okuzove.ru

legkoe-delo.ru


Смотрите также